Стили в художественной ковке

Художественная ковка металла — древнейший вид искусства, который возник в 4 – 3 веках до нашей эры и совершенствуется по сей день. Каждый народ, каждая эпоха, каждая культура привносила в художественную ковку свои черты, особенности, уникальные знаки. Веяния художественных стилей и эстетических направлений четко прослеживается и в кованых предметах соответствующего временного отрезка.

В современной художественной ковке нет стилистических ограничений. Особенные черты кованого объекта определяются вкусовыми предпочтениями заказчика.
Чтобы было легче определить свои предпочтения, ACANT предлагает краткий обзор основных стилей, используемых в художественной ковке.


РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Романский или римский художественный стиль господствовал в странах Западной и некоторых странах Восточной Европы в XI—XII веках. Он признается важнейшим этапом развития европейского искусства и архитектуры времен средневековья. Для данного периода характерно возведение храмов-крепостей и замков на возвышенностях и холмах, по периметру окруженных рвами и массивными коваными ограждениями. Вход в крепость — монументальные кованые ворота, выполненные из прутьев квадратного сечения. Промежутки между прутьями украшались симметричными спиралями и украшениями.

Характерные черты ковки в романском стиле

  • массивность, монументальность
  • четкость и правильность форм, симметрия
  • типичный элемент — волюта
  • плотный, повторяющийся, симметрично выполненный узор.


ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Готический художественный стиль пришел на смену романскому, постепенно вытеснив его. Период его зарождения и расцвета — с середины XII века на севере Франции, в XIII веке — на территории современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. Это «устрашающе-величественный» стиль, который очень тесно был связан с католической церковью. Порождением готики в архитектуре и художественной ковке были острые шипы и навершия, просечки, узкие промежутки между прутьями, практически отсутствие завитка (волюты). Завершение прутков оград выполнялось в виде стрел.

Характерные черты ковки в готическом стиле

  • Устремленность элементов ковки вверх;
  • Острые завершения прутков с шипами и стрелами;
  • Строгая геометричность;
  • Использование элементов: трилистники, крестоцветы, розетки;
  • Просечки – прохождение одного прута сквозь другой с узкими зазорами.


РЕНЕССАНС

Ренессанс или эпоха Возрождения — культурно-философское течение позднего средневековья. Ренессанс пришел на смену готическому стилю и буквально вдохнул жизнь во все виды искусства. Художественная ковка буквально преобразилась и расцвела. Главным достоянием ренессанса в ковке стало использование круглого прутка. Кузнецы пребывали на гребне волны творческого прорыва. Из круглого прутка создавались вычурные дуги, спиралевидные элементы и разветвления, которые гармонично дополнялись элементами растительной тематики — листьями и цветами, литыми фигурами и бюстами.

Характерные черты ковки эпохи ренессанса

  • гармония композиционного ряда;
  • пропорциональность, понятие «золотого сечения»;
  • возвращение греко-римских мотивов;
  • отличительные элементы: «восьмерки», спирали, волюты, плетенки
  • использование круглого прутка или комбинация круглого и прутка квадратного сечения;
    дополнение декора литыми элементами — картуши, фигуры, бюсты, вензеля

     

БАРОККО


Барокко — один из наиболее узнаваемых пост-ренессансных стилей. Название «барокко» произошло от итальянского barocco, что значит «причудливый», «странный». Творцы периода барокко нивелировали надобность соблюдения правил ренессансной гармонии. Они считали, что гораздо важнее воздействовать на зрителя через эмоциональную составляющую. Созданные в порыве вдохновения, творения в стиле барокко изобилуют сложными формами и замысловатыми элементами, которые в своем переплетении похожи на заросли из спиралей, побегов, саблевидных листьев, волютов и плетенок, а вместе
с ними картуши, пальметты, завитки, роскошные гирлянды, вазы, и масса других символов.

Характерные черты ковки в стиле барокко

  • роскошь, причудливость и декоративность форм;
  • эмоциональный, беспокойный композиционный ритм;
  • изогнутые линии;
  • изящность, ажурность, динамичность рисунка;
  • большое количество элементов и деталей;
  • характерные элементы — завиток, акантовый лист, спирали, замысловатые узоры;

РОКОКО

Художественный стиль рококо следовал за барокко. В искусстве рококо отличается еще большей эмоциональностью, взбалмошностью и легкомысленностью. Основная черна — чрезмерная декоративность. Рококо характерно отсутствие строгих линий, облегченная композиция, созданная в основном из тонких прутьев круглого сечения, цветов и листьев. Элегантные и игривые формы украшаются дробными асимметричными элементами в соединении с произвольно расположенными завитками S- и C-образных форм. Ковка в стиле рококо — это филигранное и динамичное движение растительных элементов, буйное цветение и листва в комбинации с пышными гирляндами. Все это придает кованому объекту невероятный объем, но в то же время и воздушность.

Характерные черты ковки в стиле рококо

  • отсутствие строгих линий, асимметричность, чрезмерная декоративность;
  • легкие, игривые формы;
  • тонкие прутья круглого сечения;
  • ажурность, филигранность, пышность рисунков;
  • дробность орнамента;
  • объемность кованого объекта.

 

КЛАССИЦИЗМ

В XVIII веке  рококо сменяется классицизмом. С латыни классицизм переводится как «образцовый». Пластичность линий и декоративность в классицизме находит новое применение. Оно выражается в строгих и лаконичных формах. Кованые ограды и решетки в стиле классицизм отличаются размеренным ритмом в композиции и четким делением орнамента. Классицизм вернул в ковку копьевидные навершия прутьев, дополнив общий стиль такими элементами, как меандры. Основные формы классицизма — прямоугольники, окружности, повторяющиеся лаконичные орнаменты с литыми элементами.

Характерные черты ковки в стиле классицизм

  • лаконичные строгие геометрические формы, четкие линии;
  • минимум завитков;
  • уравновешенная композиция с симметричными орнаментами;
  • типичные элементы — меандры, виноградные лозы, цветы, листья, копья, венки, литые рельефы, розетки.


МОДЕРН

Модерн возник в начале ХХ века и спровоцировал в художественной ковке еще большую четкость и лаконизм в соединении с причудливыми и усложненными элементами. Максимум пластики и минимум углов, формы асимметричные. Часто используются новые плетения и экзотические элементы растительно-цветочной тематики — ирисы, орхидеи, лилии. Отличительная черта — оригинальная стилизация.

Характерные черты ковки в стиле модерн

  • растительно-цветочные формы;
  • перетекающий рисунок;
  • декоративность;
  • пластичные формы, изогнутые линии;
  • экзотические мотивы;
  • причудливые растительныеорнаменты.